Главная > Походы > Луга_2006

Луга (Ящера-Кингисепп) 28.04-5.05.2006

Продолжительность: 7 дней (полных)

Расстояние: 110 км

Состав группы: Глеб Голубев, Роман Сесин, Дмитрий Бондаренко, Денис Плоткин, Павел Лапшин, Алексей Номеров.

Краткое описание похода

В Санкт-Петербурге с Балтийского вокзала едем до ж/д Толмачево (Лужское направление), билет стоил 58 руб. кажется. От Толмачево идем до пос. Ящера, который стоит на одноименной реке. Там  валим сухостой недалеко от реки и вяжем плот. Сплавляемся по р. Ящера до р. Луга и затем по Луге мимо поселков Бежаны, Муравейно, Вяз, Старицы, Лемовжа, Хилок, Редежа, Бол. Сабск, Кленно, Порхово до Кингисеппа. Из Кигисеппа на автобусе возвращаемся в Санкт-Петербург (130+25 руб.)

Вступление

Нельзя сказать, что идея похода взялась ниоткуда. Некоторое время назад я читал книгу о спортивных сплавах на плотах, потом в сети нашел еще кое-какие материалы на эту тему. Потом еще было желание посмотреть всего побольше, при этом ходить поменьше. Короче судьба.

     

      На первый взгляд это казалось всем участникам авантюрой из авантюр и никто не мог сдерживать своей усмешки когда в очередной раз обсуждалась идея сплава. Сборы откладывались до последних дней, и как всегда это вылилось в суматоху последнего дня и неравномерно распределенный по участникам груз. В результате этого мы не смогли взять всех необходимых вещей. К тому же до последнего дня не был окончательно сформирован состав участников, курсовые дописывались буквально в последние часы сборов (!) и никто не мог знать наверняка свои возможности. Леша и Паша ехали с нами впервые хотя это и не первый их выезд на природу. Вроде и знаешь, что все надо делать заранее, но что тут делать если не ясно едем или нет и если да то сколько человек и на сколько дней?

Теперь почему мы выбрали Лугу. Вообще если смотришь на карту Ленобласти, то Луга сразу бросается в глаза – с юго-востока на север она протянулась от новгородских земель через псковские до самого Финского залива. Луга действительно очень красивая и разнообразная река. Она и быстрая и спокойная, ее берега то раскидываются на две сотни метров, то сужаются до 40. На обрывистых берегах растут то белесые березки, то золотистые сосны, то густо-зеленые ельники, каждый новый поворот реки открывает все новые виды. Думаю, что это ее разнообразие и есть суть красоты Луги, проплывая километры вниз по течению не перестаешь любоваться ею.

28.04 (пятница). Заброска.

Денек короткий был. Встретились на вокзале вчетвером (без Паши и Леши), доехали без приключений до Толмачево. Там на станции пересобрали рюкзаки, чтобы распределить вес. После своей летней травмы на ноге я себе взял рюкзак полегче, чтобы для начала проверить свои силы. Шли до Ящеры в полутьме и, несмотря на то, что по этой дороге я вот уже как лет 10 или даже больше хожу, в этот раз что-то мы сделали небольшой крючок. То ли поворотов там нарыли новых, то ли  лес срубили. По пути зашли в соседние лагеря гидробиологов – их костры как маяки указывают дорогу. Хотя Денис мне признался, что никакой дороги не видел, и непонятно было как я вообще путь вперед выбираю среди веток деревьев, холмов и ям.

Несмотря на то, что лесу в данном районе грозит повальная вырубка, и многие деревья в непосредственной близости от лагерей юннатов уже отмечены зарубками, в этом году они решили еще остаться на старых местах. Не могу сказать, что я не обрадовался – этот лес я познавал в их команде и слишком много всего хорошего у меня ассоциируется с ними и Ящерой. Да и спокойнее на душе когда кто-то знакомый рядом стоит. В общем, дошли, поставили палатку, съели по бутерброду и спать легли. На следующий день у нас были большие планы – найти необходимые сушины и завалить их, разведать русло Ящеры до устья на возможность вязки плота, сплава отдельных бревен или всего плота в целом до Луги.

29.04 (суббота). Заготовка бревен.

Утром за завтраком нам позвонил Леха и сказал, что они с Пашей наконец-то определились и хотят к нам подъехать сегодня. Звонили они уже, кажется даже с вокзала, поэтому мы их ожидали в Толмачево в районе часа дня, а сами пошли искать нужный нам сухостой и разведывать реку. И последняя такая деталь утра – вода в канне замерзла.

Нужные деревья мы нашли на удивление быстро, а главное, что они были недалеко от воды – 10-50м. Нам не было нужды переплывать океан на нашем плоту как Хейердалу, поэтому мы не так придирчиво отбирали нужные деревья. Сложностей возникло несколько: во-первых, таких больших деревьев я никогда не валил самостоятельно (около 18 м) и думаю, что никто из остальных участников тоже. Валить карандашик и такой Александрийский столб – это две большие разницы. Во-вторых, лес был достаточно густой из-за большого количества росших вокруг елей, поэтому, когда дерево валилось оно ложилось на соседние ветки и не падало. Все это добавило нам определенные сложности, но мы приобрели ценный опыт и остались без травм, что самое главное.

Пока мы валили деревья, телефоны у всех были выключены, чтобы экономить батареи, поэтому Леша с Пашей не сразу до нас дозвонились. Все же им это удалось и они смогли сказать, что они уже в Толмачево и теперь не знают как идти/ехать к нам. Из разговора стало понятно, что у ребят сильный перебор с весом, который они вдвоем могли бы унести. Даже странно, мы думали тогда, что раз вся экипировка уже у нас, то им оставалось только докупить еды на двоих… Мы с Денисом рекомендовали им ехать до пос. Ящера на машине если поймают, а там мы их встретим. Следующий звонок от парней был уже с моста у Ящеры и мы пошли их встречать. За неполные 7 км водитель местный взял с них 150 руб (!) и еще сказал, что вообще-то все берут здесь 200. Интересно с кого? Ведь Леха с Пашей сюда первый год приехали.

То, что мы увидели с Денисом, нас просто поразило – пацаны играют в футбол на местной лужайке, а у дороги лежит куча пакетов, кульков, шмоток и чуть в стороне 2 ящика пива в банках. Вчетвером мы ели унесли, что они там вдвоем набрали. В лагере, когда мы разбирали их вещи, мое представление о походах резко изменилось – 3 кг сосисок (помимо тушенки), Активии, бигланчи, печенье трех видов, семечки кубанские и много-много еще чего! Короче по их словам нам все равно придется жить как панкам эти дни. Первой моей мыслью было все съесть, чтобы не испортилось, но потом, вспомнив морозное утро мы решили, что может и постоит еще без холодильника денек другой.

Уже в последующие дни я оценил, как здорово иногда разнообразить свой рацион таким образом (когда позволяет ситуация). При такой погоде, несмотря на то, что днем постоянно палит солнце, в рюкзаках и тени воздух все равно прогревается не сильно и скоропортящиеся продукты ведут себя нормально. Главный минус ситуации, конечно, состоит в том, что самостоятельно этот груз ребятам было не унести, тем более, что рюкзаков у них не было – только сумки и пакеты. Хотя, с другой стороны, если путешествовать таким образом как мы (на плоту), то вещей можно взять больше т.к. не надо на себе потом ничего нести.

В общем, дали мы им перевести дух немного и потом все вместе пошли пилить деревья. Помимо стоящих деревьев мы еще распилили еще две свежеповаленных ветром сосны. В теории не рекомендуется использовать для постройки плота поваленные деревья, но т.к. наш поход был несложным и проходил по равнинной реке, то мы все же для экономии времени использовали их. Правда, осмотрев их на предмет трещин и гнили, одно отбраковали. Также мы отказались от двух деревьев, которые повалили т.к. они были внутри полыми.

     

                                      

Заваливая последнее дерево, мы намучились основательно. После того как мы надпилили его почти полностью, оно лишь слегка покачнулось. Расталкивать его руками было опасно. Тем более, что казалось, что оно вот-вот упадет. Что тут началось это надо было видеть – каменный век, причем на своем рассвете. В дерево полетели камни и бревна, его расклинивали и действовали не на него всевозможными рычагами под разными углами, надрубали и надпиливали. В итоге оно сохранило свое вертикальное положение, лишь немного облокотившись на соседнюю ель. Если вначале мы даже боялись подойти к нему, то теперь уже ногами били по нему и спокойно ходили вокруг него. Техника безопасности плакала по нам. В итоге мы пошли пилить на бревна уже заваленные стволы, так и не сумев справиться с этой намертво стоявшей колонной…

Вдруг рядом мы услышали рокот и визжание бензопилы. Паша с Лешей пошли на разведку и вскоре вернулись с двумя местными ребятами несущими бутылку бензина и бензопилу. Для нас это конечно было удачей. Одного из них звали Алексеем, второго не помню как. В два счета они распилили нам оставшиеся бревна, а потом мы подвели их к тому дереву, которое не смогли завалить. Сходу они завели пилу и надпилили ствол выше нас. Эффекта ноль. Тогда еще раз, взяв здоровенную жердину как рычаг мы все вместе все-таки скинули злополучное дерево с пня, однако упершись комлем в землю оно хоть и наклоненное по-прежнему стояло вертикально.

К этому времени подошло еще двое ребят из деревни – становилось все интересней. Двумя веревками и рычагами мы пытались тянуть комель вдоль земли, чтобы завалить верхушку дерева. Местные поначалу решив уже уходить теперь уже решили из принципа помочь нам, да и дерево весящее оставлять опасно было. Теперь уже было видно, что верхушка попала в щель между двумя молодыми елками и сцепилась  ветками с ними. Народ уже выдохся. Тогда местная бригада (ответственность беру на себя) завалила одну из зеленых елей и мы потом смогли веревками довершить дело и завалить нашу сушину. Поблагодарив местных парней за работу 4мя банками пива, мы пошли в лагерь ужинать. Просто чудо, что во время валки этого дерева никто не получил травмы. Даже затертую бензопилу удалось спасти.

Вечером мы еще сходили на обрывы у р. Ящеры и немного полазали с веревкой. Усталые пришли в лагерь поели и легли спать. Стоит сказать пару слов о палатке новоприбывших – классическая брезентовая одноместная палатка, только теперь представьте ее наполовину заполненной надувной кроватью. Из-за этой же кровати палатка не застегивалась и надо было вход закрывать простыней. Было весело смотреть.

30.04 (воскресенье). Таскаем бревна.

Утром опять в канне можно было разбивать лед. Уже почти весь завтрак приготовили, а Леха с пашей все еще лежат в своей палатке и не двигаются. Правда обошлось без обморожений, хотя у Паши и не было спальника. После завтрака пошли таскать бревна к воде. Всего мы вчера напилили 8 бревен – 4 больших (d=40см) и 4 средних d=25-30см). Бревна лежали практически все рядом, поэтому мы сделали дорогу из лаг до воды и тащили бревна по ней. Несколько бревен нам удалось поднести на руках. Это заняло у нас довольно много времени.

Берега Ящеры очень неудобны для вязки плота – берега крутые и скользкие от глины. Глубина у берега сразу 1,5-2м, т.е. стоять даже в бродах в воде и вязать нет возможности. Кроме того, если не придерживать шестом бревна у берега, то течение их уносит. Вязать на берегу плот такого размера как наш (около 2,5*6м) это безумие – потом не скинуть в воду.

Итак, мы разделились: Дима с Ромой пошли в лагерь готовить ужин, Леша с Пашей скидывают бревна в воду, а мы с Денисом ловим их в 300м ниже по течению у завала, который практически всю реку перегораживает. Каждое бревно приходилось еще сопровождать т.к. иногда они цеплялись за прибрежные ветки и кусты и не плыли дальше. Когда мы поймали у завала все 8 бревен, то начали их разворачивать комлями в сторону будущей кормы, а верхушками к носу. Затем отобрали по 2 самых толстых бревна (для большей остойчивости) и разместили их по краям плота, а в центр положили 4 средних брева. Операции давались нам тяжело из-за течения Ящеры и невозможности стоять на дне. Денис на берегу прижимал шестом бревна к берегу, а я, скрепив «по черной» скобами несколько бревен, встал на них и работал уже на воде таким образом. Когда все бревна встали на свои места мы приступили к вязке бревен в став. Использовали 20м конец 8мм в сечении. Однако для того чтобы связывать бревна необходимо было выбить скобы, а это значит, что бревна начинали вращаться, когда я стоял на них. В общем, связав 3 бревна и обессилев крутиться на бревнах мы петлей связали наскоро бревна, привязали их к дереву на берегу и пошли в лагерь.

Запарились мы в этот день по полной. Паша и Леша больше не желая мерзнуть в своей малютке залезли к нам в палатку. Еще стоит добавить, что т.к. мы надеялись завершить строительство плота сегодня и может быть даже отплыть, то палатки и вещи мы собрали еще днем, как оказалось немного рано.

1.05 (понедельник). Вяжем плот. Отчаливаем.

С утра я с Ромой и Димой пошел довязывать плот, а остальные пошли рубить шесты и ронжины. Не желая больше вертеться на скользких бревнах я достал из завала на реке пару досок и кинул их поперек бревен. Это позволило распределить вес на бревна и они больше не вращались и главное не тонули по одиночке. В литературе по плотам я читал только, что можно вязать плоты не замочив ноги находясь прямо на бревнах, однако там не было описано, как это сделать. Теперь на своем опыте могу рекомендовать всем способ описанный выше.

Работа пошла быстрее и вскоре плот был готов. Бревна связывали выбленочным узлом. Крайние бревна с двух сторон сбили скобами. На носу и корме привязали проводом, который нашли на местной свалке, ронжины. Однако провода хватило только чтобы подвязать крайние бревна, но для нашего несложного сплава этого было достаточно. Конца в 20м нам чуть-чуть не хватило для вязки става, поэтому мы удлинили его другой веревкой еще на 3 метра. В принципе если вам не жаль резать свою веревку, то 20м вам за глаза хватит.

На той же свалке где мы нашли провод мы взяли еще и несколько досок для настила. После того как все было готово, мы начали грузить вещи и усаживаться. На корме мы положили несколько досок, на них положили тент, оставив одну его половину свободной. На эту подстилку мы положили вещи и накрыли их второй половиной тента. Т.к. изначально у нас плот имел крен на левый борт (скорее всего из-за того, что там были бревна похуже), то самые тяжелые вещи мы положили на правую сторону. Затем мы добавили еще досок сразу за нашими вещами для двух кормовых гребцов. Следующая пара сидела ближе к центру и еще двое на носу. На носу мы разместили кострище, положили кусок жести и на него железную крышку от стандартной бочки в 200л. Все это добро мы нашли… на уже знакомой нам свалке. В общем, все получилось достаточно уютно и главное, что мы не мешали друг другу. Когда мы размесили все вещи и все вшестером сели на свои места, то палуба, конечно, осела, но незначительно. Мы даже не ожидали. Все же если несколько человек вставало на край, то бревна подтапливало. И еще конечно необходимо было вставать только на доски и поперечены, которые мы набросали иначе бревна по одному подтапливались немного. В целом же можно было сказать, что конструкция была прочной и устойчивой. Кормовые были вооружены веслами, а остальные шестами.

Итак, мы отчаливаем – нас провожают Вова Крапивин и Саша Коробков, мои друзья из Лаборатории (ЛЭМБ ГИПС). Они, впрочем, как и некоторые из нас, не до конца оценили нашу конструкцию и весело махали нам рукой уже предвкушая, наверное, как мы через 10 метров потонем, и все весело посмеются. Но мы шли вперед.

     

                                   

Ящера с ее берегами представляет собой довольно унылое зрелище, по крайней мере, в мае (если не считать участка у обрывов, конечно). Берега грязные, местами выжжены, зелень еще не распустилась. Скорость течения около 1 км/ч (проверяли по навигатору). Мы еще не очень освоились на плоту, поэтому просто сидели и устраивались поудобнее. Вначале пробовали отталкиваться шестами, но потом отказались от этой затеи. Во-первых, это отнимало много сил, т.к. шесты были большие и довольно тяжелые, а во-вторых, мы никуда не торопились. У деревни стоит мост, но препятствием его назвать нельзя. Проплыли без проблем.

Вскоре показалось и устье и соответственно Луга впереди. После Ящеры она казалось очень широкой (около 50м), а скорость была аж в три раза быстрее (3км/ч). Т.к. на досках много не просидишь, а стоять грести никто не собирался, то мы расстелили пенки на каждую банку гребцов. 

Как только начало темнеть, мы прижались к берегу. На живописной зеленой лужайке мы нашли кострище и недалеко на дороге лежали срезанный кустарник. Решено  было в этот день встать лагерем на берегу, хотя обсуждался вариант и ночного сплава. После хорошего ужина мы легли спать, опять вшестером в 4х-местной палатке. Тесновато, но зато тепло.

2.05 (вторник).  Бежаны. Муравейно.  Ночной сплав.

Прохладное утро взбодрило всех сразу. Подъем оказался на редкость быстрым. Завтрак отложили на потом, запасли дров на плот (разместили за носовыми гребцами), погрузили вещи и отчалили. Луга  на этом участке довольно часто петляет, поэтому полностью расслабиться не удается, приходится подгребать веслами, чтобы входить в повороты. Бывает так, что над берегом нависают деревья и если вовремя не отвести плот, то они проскребывают его от носа до кормы (их кажется так и называют – расчески) и надо или прятать лицо или стараться поднимать ветки вверх. Несколько раз нам пришлось так развлечься, исключительно из-за лени – на солнышке мы так разомлели, что никто не хотел грести даже когда все видели, что сейчас нас причешет сучьями. Причем если мы могли пригибаться или отходить в сторону, то груз на корме возвышался где-то на 80-90 см, и переместить его не было возможности. Хорошо, что ничего не скинуло и не прорвало.

Через час хода мы разожгли костер и сделали завтрак. Если собираетесь жечь костер на плоту, то следует всегда учитывать направление ветра и положение плота в потоке. Место для костра целесообразно отводить на носу, т.к. в таком случае меньше вероятность прожечь вещи, которые обычно кладут на корме. Ночью костер на носу также может освещать путь. Итак, самое плохое, конечно же, когда ветер в лоб, тогда всем кто сзади лучше прыгать за борт или носом утыкаться между бревен. Однако, если река спокойная, то плот можно развернуть кормой вперед или даже боком (лагом) и дым в этом случае перестанет вас доставать. Скорость плота во многом определяется скоростью реки, поэтому от такого поворота вы практически ничего не потеряете.  В дальнейшем, особенно на участках где Луга разливается вширь, мы уже не старались удержать  плот в положении нос впереди – корма сзади. Скорость реки нас устраивала, а опасности это не представляло.

После завтрака Денис с Ромой собрали спиннинг и начали бросать блесну, но кроме грунта с дна у них ничего не клевало. Рыбачить с плота вообще идея дурацкая. Кидаешь блесну и если зацеп, то остановиться практически нет возможности. Подергаешь, подергаешь и обрезаешь леску... Всего на дне Луги мы так оставили 2 блесны и воблер.

Мимо проплыла байдарка, в ней сидела пара средних лет и симпатичная собака. Плыли они гораздо быстрее нас, но мы им не завидовали. Они постоянно гребут и им негде прилечь, они не могут поесть без остановки. Вот.

 

По пути нам встретились два парома. Такой конструкции я никогда раньше не встречал хотя и знаю, что есть такие. На берегу с двух сторон находятся пристани, между которыми натянут стальной трос с лебедкой. Вдоль троса ходит понтон с трапом для автомобилей. Не знаю сколько раз за день осуществляется переправа, видеть нам этого не приходилось, хотя на берегу стояли машины в ожидании. В обычное время трос лежит на дне и только во время переправы его натягивают. Любопытно было бы посмотреть.

 В течение дня мы еще швартовались пару раз, запастись дровами на ночь и поесть. В эту ночь мы решили спать на плоту с дежурными. Леша с Пашей спать отказались, переживая, что ночью может быть ЧП, и мы потонем. В общем, после ужина мы переместили вещи с кормы на середину, все банки кроме носовой разместили также на корме. Поверх тента настелили пенок и так легли. Упаковывались ко сну уже в темноте, трое легли, трое на носу на дежурстве. Как я уже сказал Леша с Пашей добровольно назначались ночными кормчими, в помощь к ним пошел Рома. Лежать поначалу было непривычно и страшновато, т.к. вода была совсем рядом, и хотя мы положили вдоль бортов шесты все равно казалось что сейчас бултыхнешься в воду во сне.

Минут через 10-15, т.е. почти сразу как легли, звучит команда-призыв-приказ: «ПОЛУНДРА-А-А!!!». Что случилось, никто из нас спящих не знал, что это не шутка было всем понятно. Тут и мертвый проснулся бы. В общем, плот прижало к берегу и мы шлифовали бортом местную растительность. Сверху вдобавок висело дерево и как только мы подняли головы из спальников, то нас хлестануло по лицу. Без особых потерь пошли дальше, но я тут подумал, что если так нам на каждом повороте придется вскакивать, то какой же это сон к черту? Однако больше происшествий не было. Позже мы все сказали Роме, что команду он дал на 5 баллов, главное, что все мы ее однозначно восприняли.

Через три часа была моя смена. Рома звал меня, а вылезать из спальника ох как не хочется. Но тут надо подумать каждому, что напарник тоже спать хочет и, что предыдущим часам своего спокойного сна ты обязан прежде всего ему. Я перешел на нос, Рома залез в мой спальник. Очень удачно, что над огнем уже вскипел канн, и кто хотел мог выпить кружечку чая для согрева. В общем, из теплого спальника к теплому огню с чаем – замена почти равноценна. Груз №1 дежурным употреблять воспрещалось, хотя особой надобности в этом и не было.

Ночной сплав был похож на передвижение по вражеским тылам. На носу стоял впередсмотрящий и постоянно корректировал курс: «Правый, сильнее!», «Левый, табань!», «Оба пошли!». Паша и Леша уже приноровились, и у них очень хорошо получалось, я же поначалу пропускал повороты и если бы парни не выгребали самостоятельно, то могли бы ошлифовать берега. Иногда все же струя разворачивала плот, вернее начинала заносить корму, несмотря на отчаянные попытки вырулить. Плыть в темноте  и тумане боком или спиной вперед опасно, а бороться с течением  - себя не любить. Тогда мы перестали попросту тратить силы и придумали еще пару команд: «Поворот кормой!» и «Поворот носом!». Первая подразумевала, что когда корму заносило вперед на такой угол, что ее уже не выровнять, необходимо было самостоятельно доразвернуть ее вперед по течению и продолжать совершать разворот до тех пор пока плот не развернет опять носом вперед (вторая команда соответственно наоборот, но ночью ее мы не практиковали т.к. все время плыли носом вперед). В сумме это около 315º в зависимости от изначального поворота кормы. Иногда этот прием можно совершать с контактом носа о берег, но иногда там растет куча всяких кустиков, камней, коряг и пр. так что если есть возможность, то лучше этого избежать. Следует отметить, что плот обладает большим инерционным ходом, поэтому работать веслами (шестами) надо уметь вовремя начинать и главное останавливаться, иначе вы сделаете полный разворот и останетесь в прежней ситуации. Гребями мы плот не оснащали в силу несложности похода и, если быть честным, то и невысоким уровнем плотницких навыков, но думаю, что они прибавят больше маневренности плоту, чем наши 2 весла с шестами.

Спустя еще пару часов напряженной работы мы очень хорошо сработались и теперь уже без запинок входили в повороты и совершали различные маневры. Например, еще один – поворот с заносом. Уж не знаю насколько он эффективен и не изобретаем ли мы велосипед в сотый раз, но берега мы не чиркали. Суть в том, что перед крутым поворотом мы умышленно заносили корму вперед в противоположную сторону от поворота так, чтобы плот шел почти боком. При выходе из поворота оба гребца немного подгребали, и мы опять оказывались в струе носом вперед. Если вовремя этого не сделать, то плот может вынести к берегу, причем глубина всегда там максимальная так что на шесты можно не рассчитывать.

Итак, уже светало. Если отодвинуться от костра, то было, мягко говоря, свежо. Ветер дул нам в лицо и дымом мы надышались тогда на полную. Повернуть плот, как описано было выше, мы не могли все же ночь. Пару раз в воду с берега что-то с грохотом бултыхалось при нашем приближении. Может бобры животом на воду падали? Регулярно вспархивали утки и с кряканьем летели над самой водой от нас прочь.

3.05 (среда). Сабские пороги.

Когда розовое солнце показалось на горизонте не спавшие Леша с Пашей пошли меняться с Димой и Денисом. Солнце становилось уже ярко-красным, даже несколько ядовитым. Утром более или менее сложных участков уже не было, поэтому Денис смог взять спиннинг и покидать на удачу еще раз. Рыбки мы по-прежнему не увидели. Еще было довольно холодно, но солнце уже пригревало чуть-чуть, поэтому я сначала прилег на дрова, вжав голову в плечи и спрятав кисти под мышками, потом переместился на наши вещи в таком же положении, а потом уже не помню как уснул в своем спальнике…

                               

Когда все проснулись, то прозвучала привычная шутка: «Перекличка!». Так мы проверяли, не смыло ли кого-нибудь волной. Солнце пекло уже по полной, и мы лежали на плоту разморенные в одних штанах. Однако полностью расслабиться как-то не удавалось: постоянный визг лески напоминал нам, что Леша охотится на РЫБУ. Хотя этим у нас вроде переболели все. Глаза во время такой охоты надо было прикрывать рукой, а лучше вообще лежать на животе и не дрыгаться. Накидавшись один охотник передавал спиннинг другому и все начиналось по новой. Параллельно мы еще осуществляли траление Луги – за нами постоянно плыл поплавок и радовал нас тем, что мы его обгоняем. Иногда гигантская рыба, соблазнившись нашей приманкой (лепесток блесны и пластмассовый червь) хватала ее, и тогда удилище изгибалось дугой. Тогда собрав все силы кто-нибудь дергал его посильнее и с бешеным ускорением пронзительно свистя из воды вылетали крючок или блесна (если леска при этом выдерживала) и … слава Богу ни в кого не попала…

Веревка немного растянулась за время нашего странствия, поэтому мы причалили к берегу натянуть узлы, собрать мусор и т.д. Косметический ремонт, в общем + сортир кому надо. Леша с Ромой времени не теряли, смазав пластикового червя шоколадным печеньем «Причуда» они в очередной раз забросили свою наживку. Что тут началось! Рыбу тягали только так и в итоге к моменту отплытия в консервной банке уже плавали две уклейки с указательный палец и одна с мизинец! Все остальные в это время гуляли на берегу. Повсюду по траве ползли жабы и лягушки. Может быть из пересохших луж в Лугу.

Перед отплытием решили еще укоротить несколько жердей. Цепная пила была убрана, зато двуручка оказалась под рукой. Сначала под рукой, а потом и на руке Дениса. Рана не опасная, но крови много было. Так вот по халатности небольшое ЧП.

Мы потихоньку уже подплывали к Сабску. Многие по-прежнему еще сидели раздетые, вещи раскиданы по палубе. Луга все еще текла со скоростью 3км/ч. Показались первые постройки, а невдалеке уже слышался какой-то гул. Вода покрылась рябью, и это послужило нам сигналом -  все стали быстренько одеваться и собирать вещи компактно на корме. Потом сложили все мобильники, бумажники и прочие паспорта  в герму. Мы даже успели привязать вещи и завязать плотно тент сверху. Только мы взяли в руки весла и шесты, как тут началось… наше водное крещение.

Уже встречая носом первую волну и омывая свои ноги лужской водой, мы услышали от местного рыбака стоящего на берегу: «Да вы все умрете!». Сказал, он это убедительно и без сочувствия. Однако мы были уже в струе, и зачалиться не было никакой возможности. Скорость постоянно росла – я смотрел на навигатор и сообщал: «3,4!», «5,7!», «9,0!» и наконец «11,2!». На ровной воде наш предел при двух гребцах с веслами был «4,7». А между тем вода вокруг закипала, и на минуту я подумал, что нахожусь на море. Может опытным байдарочникам это и кажется детской забавой, тем более, что в одном из отчетов я читал, что Сабские пороги не сложные, тем более в такую высокую воду. Но это все в теории, а там мы первый раз проходили на плавательном средстве как я думаю шиверы, хотя силен я в терминах этих не очень, может там и пороги были. Термин, который используют местные жители звучит примерно как там пи***ц.

- Что впереди?

- Там пи***ц!

 

- Впереди есть пороги?

- Не знаю, но там пи***ц!

Итак, мы плыли, отчаянно гребли и пытались  держать нос впереди. Было весело даже. Я постоянно скандировал, что плот это непотопляемое судно. В том, что став я связал нормально я был уверен, но все же боялся, что мы врежемся в один из быков моста и тогда могли бы быть проблемы. Но все обошлось, работали мы слаженно. Сразу за мостом мы причалили на левом берегу. На будущее не советую этого делать на любом судне. Но расскажу все по порядку.

     

Денис, Паша и я пошли в Сабск в магазин. С моста очень хорошо видно где мы прошли и это зрелище захватывает. Впереди была такая же каша из камней и воронок. Мы сошли после моста по дороге направо, и пошли прямо мимо мемориала ВОВ до упора к невзрачному низкому зданию. Зашли в магазин и только подошли к прилавку как нам сказали, что продается только хлеб. Слева был еще один магазин в этом же помещении (!) и, несмотря на то, что отгорожен от был только небольшой шелезякой войти нам сказали через другую дверь на улице. Ассортимент солидный, в принципе там и продукты можно купить и инструмент всякий если надо. Короче гипермаркет на 200 м2. Затарившись мы вернулись на плот к голодной команде и быстренько перекусили.

А теперь скажу, почему лучше за мостом не причаливаться. Не знаю как там байдарка с ее мореходными качествами, но как только мы оттолкнулись в струю, то нас сразу бросило на камень. И это все при высокой воде. Оттолкнуться шестами не удалось, поэтому пришлось Паше с Лешей сойти в сапогах в воду и рычагом столкнуть нас с камня. Мы по возможности перешли на другой борт и тоже помогали, как могли. Сдвинулись и нас опять развернуло и ударило о камень. Плот выгнулся органом, за кормой поплыли ошметки коры и щепочки со дна, но в целом без поломки и потерь со стороны экипажа. Плохо закрепленный шест смыло волной. «Перекличка!!!»

В этот раз зашли легче и нас понесло дальше, Леха с Пашей шли по берегу и искали место где бы к нам подсесть. Нас выбило к берегу и без нашей помощи. Мы снова объединили команду и пошли дальше считать камни, которых становилось все меньше. Волнение потихоньку сходило на нет, и Луга потекла с прежней скоростью. Впереди еще встречались легкие завихрения, но на них можно было не обращать внимания. Проплывая мимо очередной группы рыбаков мы спросили:

- Будут ли еще пороги впереди?

- А что ты подразумеваешь под порогом? Там пи***ц.

Понятное дело препятствий дальше не было.

Дальше мы подтвердили свою теорию  о том, что каждый местный житель считает свои пороги самыми порожистыми, свой лес самым дремучим и т.д. Думаю, что либо у них сохраняются детские воспоминания об опасных местах, либо они не видели ничего кроме своего родного. В общем, местным верить нельзя!

                      

Мы плыли неспешно вперед. На берегу постоянно встречались землянки и шалаши. Те, кто едут без палатки могут рассчитывать на кров от Сабска практически до Кингисеппа. Их очень много и есть весьма оригинальные конструкции. К концу дня мы причалили на обрывистом берегу как раз на одной из таких рыбацких (охотничьих) стоянок. Шалаша с землянкой не было, конечно, но зато было бревно-скамейка и кострище. Правда, когда мы сели на это бревно потом, то обнаружили солидный муравейник сзади. У воды валялись гильзы. Наверное, уток бьют местные рыбаки. Плот полностью разгрузили в этот раз, т.к. утром надо было подремонтировать его. При просмотре вещей оказалось, что несколько спальников чуть подмочило днем. Пенки были вообще все мокрые, пришлось все сушить. Ужин был королевский, мы не успевали съесть всю еду до прибытия в Кингисепп, поэтому ели кто сколько хотел. Бывает и такое.

В этот раз поставили опять две палатки. Все-таки вшестером в одной тесновато. У нас с Димой были самые теплые спальники, поэтому мы сразу согласились лечь в той маленькой. Оказалось все даже очень ничего – во-первых внизу не тоненькая пенка, а надувная кровать, во-вторых вдвоем в одноместной палатке ну и спальники хорошие. В общем, выспались отлично.

4.05 (четверг). Кленно. Порхово.

Вставать не хотелось, до того было хорошо в спальнике. Все же когда все повылезали из палаток и покушали, мы начали реставрировать плот. Необходимо было ослабить узлы и затянуть их заново при этом выровнять бревна после ударов о камни. После вчерашнего перехода одно из центральных бревен затопило почти полностью, и образовалась большая щель в самом центре плота. Подтянуть его сразу не удалось, оказывается между бревнами накопилось много всякого мусора, который препятствовал этому. Там были и щепочки и веточки и травка всякая, которую набило к нам течение. Когда мы все вычистили, то бревна опять встали как новенькие. Тщательно все связав мы перетянули ронжины, а затем перестелили доски и жерди так, что центральные гребцы теперь стали ближе к кормовым. Можно даже сказать, что теперь осталась одна большая кормовая банка и узкая носовая с кострищем. Дрова тщательно сложили за носовыми гребцами так чтобы они не падали между бревен и не расклинивали их. В общем теперь плот выглядел как в первый день, а может и чуть лучше за счет более грамотного распределения веса. Сложив и связав вещи под тентом, мы поплыли дальше.

Впереди нас ждали очередные рыбаки и их предостережения о том, что там пи***ц. Все же иногда что-то ценное проскальзывает в их советах, но ведь никогда не знаешь что именно пока не пройдешь участок самостоятельно. Пороги под Сабском они знают понаслышке, поэтому, подтверждая нашу теорию, говорят, что уж тут-то вообще хана. Впереди оказалось несколько перекатов и отмелей. Участок изобилует всякой травой растущей в воде, опять же мелко. Идти лучше в струе по центру, т.к. вдоль берега понакиданы камни, некоторые выступают из воды.

   

Потом мы попали в улов (прижим). Обратили внимание не сразу. Лежали себе загорали, нас потихоньку прибило к берегу. Плот почти совсем остановился, а потом медленно поплыл обратно (вверх по течению). Грести вперед в этом случае бесполезно хотя мы и попробовали. Пришлось сначала отгребать обратно, а потом выруливать в центр. В дальнейшем мы старались больше не прижиматься к берегам. Хотя такое явление не везде встречается.

Я один раз сошел на берег ноги размять. Шел по тропинке рядом с плотом. Тропы тянуться кажется вдоль всей Луги, более натоптанные у населенных пунктов и слегка теряющиеся затем. Может кому-нибудь покажется интересным пройтись как-нибудь вдоль Луги пешком. Летом там должно быть много грибов и ягод. На рыбу лучше рассчитывать меньше. Может быть это сговор, но практически все рыбаки вдоль берега говорили, что ничего не поймали за редким исключением.

День проходил медленно. По нашим подсчетам утром следующего дня мы должны были быть уже в Кингисеппе. Взгрустнулось немного всем. Внезапно впереди мы увидели зеленоватое облачко пыльцы, рассеивающееся с левого берега с деревьев. Было очень красиво как будто волшебство рассеивалось сверху. Раньше такого никогда не видел. И еще одно наблюдение. Когда мы отплывали с Ящеры, то ветки деревьев были еще по большей части голые, серые и невзрачные. Сейчас же на них набухали почки и они зеленели. С каждым днем это все сильнее проявлялось. Очередной мост пропыли уже без нервов. Дальше мы просто балду пинали, течение стало очень медленным (1,5-2 км/ч), поворотов мало. Мы сидели на плоту и лузгали семечки, рассказывая друг другу невероятные истории. 

Вечером мы поели последний раз и остановившись в одном из поселков в 15 км от Кингисеппа собрали окончательно все вещи так, чтобы можно было потом сразу пойти на вокзал. Там опять поговорили с местными, но кроме того, что Кингисепп находится в 10, 15 и «за ночь дойдете» км, мы ничего не узнали. Хотя нет, «…Сабские пороги по сравнению с впереди стоящим мостом полная ерунда. Мост надо проплывать справа т.к. по центру стоят быки от старого моста. Хотя… справа тоже быки стоят…». Если бы мы поговорили с мужиком больше, то он окончательно нас запугал бы и мы пошли бы в Кингисепп пешком. Но он у нас быдл не первый уже, поэтому мы оттолкнулись от берега и поплыли вперед к грохочущему мосту. Было уже довольно темно, да еще и туман легкий стоял. Силуэт моста медленно прорисовывался впереди и вдруг нам опять показалось, что мы плывем навстречу врагу и что сейчас будет бой. То ли местность здесь вся этим пропитана, то ли действительно мост со старыми сваями в воде обещал нам бой. Все стояли наготове вглядываясь вперед, плот ощетинился шестами. Когда мы начали ускоряться, я мысленно еще раз повторил, что плот непотопляемое судно и что вода сейчас высокая…

Была у нас еще одна теория… Паша предложил, что если всем закрыть глаза или сесть спиной вперед и ничего не делать, то течение самостоятельно пронесет нас мимо всех препятствий на реке. Правда сейчас почему-то все отказались проверять эту теорию.

В общем, сложного ничего не было. Пролетели мимо моста быстро, даже ноги никто не замочил. После местных рассказов мы ожидали там водопад увидеть. Мост железнодорожный. Почти сразу после этого Луга стала опять замедлять ход. Сзади горели яркие фонари поселка. Несмотря на ночной сплав, спать мы сегодня не собирались. Впереди по карте и по описаниям Луги (оказавшимися немного устаревшими) находилась Кингисеппская ГЭС. Спать было страшновато да и опасно. Поэтому, мы разожгли огонь поярче и переместили его в центр плота чтобы все могли сесть вокруг т.к. становилось свежо. Каждый впереди горевший фонарь, которых становилось все больше, виделся нам уже плотиной ГЭС. Все же кое как пододвинув ноги к костру и завалившись калачиком, одев капюшон и спрятав  руки я смог поспать. Кто был легче одет сделать этого не смог.

5.05 (пятница). Кингисепп.

Где-то ближе к 6:00 мы подгребли ближе к берегу чтобы в случае чего быстро причалиться.  К 8:00 мы подплыли к Кингисеппу и причалились на небольшом пляже. По пути задели чью-то сетку (а местные удивляются еще чего рыбы мало стало). Разгрузили вещи, я начал развязывать став. Утро холодное, вода вообще атас. Правда, минут через 5-10 руки привыкли и уже холод не ощущался. Бревна уже расходились не удерживаемые веревками, а я стоял все на досках и грелся у костра. Оставлять его было очень грустно, но собой его было не взять. Тут как раз вышел один местный рыбак и что-то стал намеками у нас расспрашивать. Понятно стало не сразу. Оказывается он переживал, не сперли ли мы его сеть, но т.к. нас было ровно в 6 раз больше заявить напрямую или требовательно он не мог. Вздохнув с облегчением, что мы ничего не тронули стал расспрашивать откуда мы и куда. Когда узнал, что из Толмачево плывем стал недоумевая ругаться как и все предыдущие. От него мы узнали зато, что Кингисеппской ГЭС больше не существует, взорвали или растащили непонятно. Узнав от него как нам пройти на вокзал мы стали одевать рюкзаки. Тут он опять удивился и воскликнул: «Мужики! Вы это… плот-то забирайте с собой, а то местные все растащат…» Не сразу он понял, что плот с собой мы не понесем.

                        

Вокзал нашли быстро, новенький такой и красивый. Сюрприз правда внутри – всего три электрички в день. В 6:00 в Спб на Балтийский вокзал, в 11:00 в Москву и в 14:00 в Гатчину. Правда помимо ж/д в городе еще есть автовокзал, туда мы и направились. Билет до Питера стоит 130 руб. + 25 руб. багаж если есть. Студентам скидок нет. Закупились мы билетами и булочками и сели в автобус. Вот и конец.

Заключение

Впечатления от похода самые положительные. Помимо того, что мы приобрели ценный опыт строительства плота, управления плотом и ночного сплава мы еще очень хорошо провели время в своей хорошей компании. К сожалению, регулярно такие сплавы проводить не получится т.к. хорошего сухостоя недалеко от реки не так уж и много. Сырые деревья (в том числе и свежие) для этой цели не подходят т.к. обладают большей осадкой и палубу может залить водой. В очередной раз мы убедились, что даже к мелочам надо относится со всей серьезностью и что малейшая халатность может испортить в лучшем случае впечатления от похода.

За все дни похода мы угробили: отличный литровый термос (при падении на асфальт разбился пластиковый клапан), серебряная чайная ложечка (утопили), спиннинг (сломался при прохождении порогов т.к. не был сложен), 4 снасти (блесны, воблеры и т.д. – традиционным способом), штормовой костюм (множество мелких прожегов), складной нож (числится пропавшим без вести), скоба (затерялась в листве при вязке плота). Помимо этого Рому укусил клещ, Денис подставил руку под двуручку.

Автор выражает свою благодарность Михаилову Владимиру за ценные рекомендации при выборе маршрута и ценные фотографии.

Полезная информация

«От Луги до Большого Сабска - около 90-100 км - 3 дня, возможные сходы - в Толмачёво и ещё км 20 после него – рядом проходит трасса - дальше почти забытые места - деревеньки есть, но лежат в стороне от трассы - от Луги до Кингисеппа - около 130-140 км, возможные места схода: Толмачёво (ж.д.), Сабск (автобус до Петербурга), Клённо (ж.д. поезд один раз в день из Сланцев до Петербурга) – Кингисепп (1 раз в день поезд в 6:00, регулярный автобус до Питера)».

Каннельярви Ладога Малые скалы Приполярный Урал Суходольское озеро Яппиля Ящера(2003) Ящера(2005)  78 км
Луга (сплав на плоту) Карелия (по глухим озерам)
автор проекта: Machiavelli



Hosted by uCoz