Главная > Походы > Карелия_2006

Денис Плоткин

Олег Зайцев

Район: Северная Карелия

Нитка маршрута: г. Беломорск – пос. Сосновец - пос. Пушной – пос. Лехта - пос. Новое Машезеро – оз. Ватулма – оз. Камень – оз. Косое – оз. Нижнее и Верхнее Михайловские – оз. Среднее – оз. Еттозеро – оз. Кевятозеро (пос. Кевятозеро) – река Воинга – оз. Воингозеро – оз. Куляярви – река Шоба – река Лотка – оз. Рогръярви (?) – озера Питкалампи – пос. Новое Юшкозеро.

Сроки: 17.08-27.08.2006

Глеб Голубев Рома Сесин Денис Плоткин Олег Зайцев

Предпоходная подготовка и вступление

Кажется еще совсем недавно был сплав по Луге на плоту и еще слышится за спиной гул Сабских порогов, но в голове уже созревал новый план… а именно высадить десант в Карелии! Первоначально задумка была посмотреть водопад Кивач, но, во-первых, там очень много дорог (поэтому лучше ехать на велосипеде, а не ходить пешком), а, во-вторых, со времен описания его Н.И. Березиным  в 1903 году там много что изменилось и он уже не так величественен как раньше, хотя посмотреть его нам обязательно стоит в дальнейшем. Мы выбрали маршрут по глухим карельским озерам, который частично повторяет маршрут описанный в книге "Путешествие по стране озер" (Издательство "Физкультура и спорт", Москва, 1970, автор: Л. В. Руф). Изменения пришлось вносить во многом уже прямо на месте, опять же потому, что многое что изменилось в тех краях – дорог понастроили, лес порубили, селения обезлюдили.

Очень интересно сравнить, как подготавливались и собирали снаряжение для своих походов путешественники начала двадцатого и двадцать первого веков. Итак:

«Нам хотелось быть как можно независимее от всяких обстоятельств, а потому надо было старательно обдумать предметы снаряжения. Мы идем пешком и понесем вещи на себе, следовательно надо взять их как можно меньше; но с другой стороны мы не хотим зависеть от кого или чего либо и собираемся в глухую местность, где заранее известно, что ничего достать нельзя, а потому надо было взять все необходимое…»  - здесь мне добавить нечего, мы придерживались абсолютно тех же принципов. Правда все же надеялись на ягоды и грибы в лесу, а так же на рыбу в многочисленных реках и озерах Карелии.

грибы в Карелии  рыба в Карелии  ягоды в Карелии

«…Я обратил главное внимание на три вещи: оружие, инструменты и обувь. Оружие казалось мне необходимым, потому что в тех лесах водятся звери, встреча с которыми может быть неприятна или даже опасна, а с другой стороны могло случиться, что нам пришлось бы пропитывать себя охотой. Из оружия мы взяли с собой малокалиберную винтовку, револьвер и ножи…» - встреча с дикими животными в Карелии до сих пор очень реальна, это показали и найденные нами многочисленные следы и помет зайцев, лосей, кабанов и даже медведя. Волка нам удалось лишь услышать (сравнивали услышанное с оригиналом здесь). Однако из оружия у нас можно было считать лишь ножи и туристский топорик, правда имелись еще три орудия малой дальности для охоты на рыбу – 3 спиннинга с набором блесен, воблеров и попперов.

«Из инструментов необходим был собственно только компас, но для измерения высот и знания погоды интересно было иметь барометр, а также и термометр…» - с собой мы имели даже 3 исправных компаса, а также спутниковый навигатор Garmin. Шли по 2х километровым картам из атласа Карелии. Надо сказать, что если у вас есть более точные карты, то это только в плюс. Мы же недоумевали когда сравнивали карту с местностью, либо с 1997 года в Карелии было гипер-развитие народного хозяйства (что непохоже на правду) и оно не отразилось на картах, либо съемка местности была намного-намного раньше чем печать атласа.

«…Наконец последний пункт была обувь. Я решился остановить свое внимание на высоких сапогах, которые казались мне всего удобнее при движении по каменистой и болотистой местности. Одежда состояла из русской рубахи, шаровар, легкой фуражки, теплой куртки и непромокаемой накидки…» - учитывая, что наши переходы могут быть весьма продолжительными, причем сухими ноги сохранить удастся, навряд ли, мы выбрали кроссовки и кеды. Хотя наверняка кожаные ботинки с высоким голенищем, если они не натирают ноги тоже удачный выбор. Резиновые сапоги брать смысла нет т.к. в болотах можно и по пояс провалиться, к тому же после дождя ноги вымокают и от мокрой травы и веток. Броды же очень тяжелые. Верхняя одежда: по футболке, флисовые кофты или шерстяные свитера, спортивные штаны или с отстегивающимися секциями, гамаши, штормовые непромокаемые костюмы или накидки и обязательный головной убор для летнего сезона (!)  - накомарники. Комары и мошка – это проклятие Карелии!

«Остальной наш багаж составляли: маленький, но очень хороший фотографический аппарат, 13 дюжин пленок к нему, патроны, перемена белья, полотенца, жестяной чайник с двумя чашками и ложками, кусок кожи, шилья и дратва (для починки обуви), нитки, иголки, веревочки и тому подобная мелочь. Одни вещи можно было нести на ремнях: ружье, фотографический аппарат, свернутые накидки, а все остальное мы уложили в саквояж, который предстояло нести за спиной тоже на ремне. Выбрав тщательно все нужное, мы взвесили наш багаж, чтобы точно знать, сколько нам придется нести на себе. Оказалось около пуда. Этот груз мы разделили на две части: тяжелую и легкую, решив нести их поочередно…» - с нашей стороны были 2 цифровых фотоаппарата и 1 мыльница, 2 карточки памяти в сумме на 768 Мб и 1 пленка 200-ка, белье, канн на 2,2 литра, КЛМ, нитки и иголки, клей Спрут, веревочки. Помимо этого палатка, малый топор, цепная пила, 1 костровой крюк, аптечка, немного Fairy и губка, гермомешок на 20л, примус и 1,5 балона газа, батарейки АА в изобилии и 2 мобильника. В силу сложившейся традиции, а также сложности рельефа в руках категорически ничего не носим, чтобы не оставить нигде и не сломать. Вес распределили равномерно по всем рюкзакам.

Еще два слова про еду и приступлю к непосредственно к описанию маршрута. Так вот основную часть рациона составляли рисовые, гречневые и пшенные каши в 60 и 120 граммовых пакетиках, в которых их сразу можно варить. Помимо этого конечно еще макароны-спиральки, кашки быстрого приготовления (бп) «Быстров» и «Вкуснятина»,  лапша бп, пюре бп. 8 буханок хлеба засушили вкусными солено-масляными сухариками и упаковали в двойные полиэтиленовые пакеты. Масло перетопили и залили в пластиковые банки с широким горлом, чтобы можно было легко доставать ложкой. Мясо приготовили по рецепту (ссылка). Получилось как всегда очень вкусно. Почему не купили просто тушенки? Да потому что она состоит 3\4 из металлической банки, на 1\8 из воды, на 2\8 из жира и желе, а остальное все это рубленое вымя коровы и соя. Для перекусов взяли также шоколад, леденцы, козинаки, сухофрукты, а также гематоген (железо) и аскорбиновую кислоту (иммунитет, выносливость). Сухое молоко и сахар пересыпали в пластиковые бутылки с крышками, которые замотали скотчем, чтобы в дороге они не открылись. Думаю теперь можно вполне про поход рассказать так, как теперь известно, с чем и как мы шли…

День первый. 16-17 августа 2006 год. Заброска.

Па-па-па-рам па-па-парарам. Поездка началась. Фанфары. Оркестр и все дела. Все плакали и махали нам на прощание платками. Весь вокзал рыдал. О, это было незабываемо…

Все было на самом деле несколько более прозаично. Собрались, упаковались в три рюкзака (Олег приехал только на вокзал, причем сразу на перрон). В общем, на поезд успели, очень кстати нам помогли Егор и Леша, которые подвезли нас на двух машинах. Все места верхние боковые – покупайте билеты заранее! Хотя Глеб поменялся с соседом и устроился внизу.

Утром Рома проснулся  последний в начале девятого. Остальные члены команды сидели рядом и что-то там рассказывали друг другу. В 14:40 приехали в Беломорск. Вышли из вагона под накрапывающий дождик, и дошли до вокзала. Денис с Глебом пошли искать машину до Нового Машезеро. Вернувшись с разведки они сообщили, что в 18:00 ходит автобус как раз до Машезеро и стоит около 150 руб с человека. Ждать оставалось около часа, но ждать хотелось не очень и нам очень кстати попался телефон некоего Ахмата, который мог бы нас довезти нас куда нам надо. Подъехал он к вокзалу на легковом автомобиле с тонированными стеклами жестом пригласил Дениса сесть в машину. Все это выглядело очень конспиративно. Мы договорились доехать за 1 тыс. рублей до Нового Машезера (это очень важно, читайте дальше!). Через 15 минут он подъехал на «буханке» с кузовом, который был оборудован 2-мя плацкартными полками и столиком. Денис сел в кабину, Олег, Рома и Глеб в кузов.

Довольно быстро доехали до Сосновца, а перед этим еще и у шлюза Беломор-канала остановились чтобы сделать фотографии. Как раз спускали воду – зрелищно! Итак, проехали Сосновец, Пушной, Лехту… дальше была развилка: налево на Новое Машезеро, направо в сторону Летнего озера. Ахмат повернул направо… Глеб к этому времени уже пересел в кабину, чтобы следить за дорогой. Удивившись, он спросил у Ахмата туда ли он нас везет. Он ответил утвердительно и вообще вез нас очень уверенно. Дорога стала разбитой и ухабистой, ребят в фургоне кидало только так. Постоянная тряска напоминала тест на зачисление в отряд космонавтов. Все недоумевали, как тут вообще автобус ходит, на что Ахмат сказал, что он тут не ходит. Заподозрив неладное, Глеб достал карту и показал пальцем на мост между поселками Машезеро и Новое Машезеро: «Мы приедем сюда?» «Да! – ответил Ахмат скользнув глазом по карте. Больше вопросов не было, мы основательно протряслись и в конце концов остановились за каким-то мостом в глухом лесу. Ахмат быстро развернулся и только и ждал получить деньги и сразу ехать обратно. Мост пересекал невзрачную речушку про которую Ахмат и говорил, что это озеро Машозеро (кстати, поселок пишется через "е", а озеро через "о"). Глеб спросил, где же поселок и положил карту перед ним. Тут Ахмат задумался.

Описывать это больше сил нет. Он признал, что отвез нас не туда, оказалось что на Нижнюю Охту. Для нас это было не критично, но когда мы стали расплачиваться, и Глеб оставил ему тысячу, то он говорит: «Ты что? Тысячу С КАЖДОГО!!!» Тут началось… Денис пытается образумить проклятого железнодорожника и напомнить ему, что в разговоре не было сказано штука с каждого, Ахмат непреклонен. Глеб уже выгрузил рюкзаки. Ахмат признал, что привез нас не туда, тысячу брать отказался (хотя бензин окупил бы с лихвой и еще детям бы поесть привез), говорит, отвезу вас в Беломорск обратно.

В общем мы решили на конфликт не идти (Ахмат грозился, если мы выйдем сейчас, то в Кемь пришлет людей за нами) загрузили вещи и поехали обратно. Уже смеркалось. Высадились мы на пол пути где-то на трассе в поселке Пушной. Подъезжая, Ахмат уже забыл про то, что из принципа денег брать не будет раз нас увез не туда. Начал клянчить деньги. Дали 400 рублей чтобы он только отстал от нас и пошли искать место для палатки. Настроение было настолько отравлено этим инцидентом, что мы даже сами немного стали резкими друг к другу. Поставили палатку, чуть отойдя от трассы, и легли спать. Подъем наметили на 6:00 чтобы с утра или ловить машину на трассе или пойти пешком в сторону Машезера. Весь негатив оставляем в этом дне и больше не мусолим эту тему.

День второй. 18 августа. Выход на маршрут.

6:00 проснулись от того что рядом что-то фыркало… Вылезли из палатки и увидели очень красивую лошадку. Здоровая и упитанная, не то, что дохлые клячи у нас на Дворцовой площади. Мы вышли в сторону Лехты. Дождик то накрапывал, то переставал. Проезжающие машины были набиты сплошь грибниками и ягодниками с их корзинами и лукошками, так что на попутку рассчитывать не приходилось.

лошадка  Глеб, Рома, Денис на марше

Пройдя несколько километров, мы увидели впереди иномарку в кювете, рядом стоял трактор и еще одна машина с прицепом. Пострадавший водитель попросил нас помочь вытащить машину, а он отвез бы нас тогда до Лехты. Мы согласились. Собственно наша помощь заключалась только в том, что мы деловито ощупывали битый бампер и треснувшее стекло, остальную работу сделал трактор. Водитель все равно попросил нас сесть в машину, и мы поехали на мягких сиденьях с музыкой в сторону Лехты. «Все бы хорошо ребята, но машина не моя…» - сказал с тоской уже трезвеющий участник ДТП. групповое фото в лесуДомой он явно не торопился, поэтому отвез нас до самой развилки, той самой которую проехал … не называю его. Мы тепло распрощались, сделали несколько снимков, и пошли дальше. Вскоре нас догнал фургон с ягодниками, они согласились нас подвезти пока им по пути. Дождь пошел сильнее. Местные говорили, что вообще-то дождь только два последних дня идет, а так лес сухой, грибов мало. До Машезеро оставалось еще километров 20 когда машина остановилась. За 200 рублей мы доехали куда нам надо. Тут началась наша пешая часть. Ура!

Следуя описанию мы нашли тропу за мостом, и пошли по ней на север. Тропинка чудесная, то вверх, то вниз. тропка серпантином Там где тропа пропала, мы пошли на северо-запад в сторону озера Ватулма. К озеру вышли в районе его самого южного залива с островком, который отделен от основной части узким проливом. Там перекусили и отдохнули. Денис, Глеб и Рома даже искупнулись. Рома даже рыбки половил: 5 забросов – 3 окуня. Рома на мхуНаверное, не плохо. Далее двинулись вдоль берега по правой половине озера. Берег местами болотистый, но не топкий, следующий заливчик наоборот сложен по берегу из камней и скальных выступов. Дождик прошел, вышло солнце. Обогнув второй залив мы пошли на север к озеру Камень. По дороге обогнули маленькое круглое безымянное озеро с заболоченными краями. Вдоль правого берега озера Камень идет тропа, по которой мы и пошли. Прошли чью-то просторную стоянку, но она была сильно затененная и грязная. Встали дальше на озере на каменной площадке с отличным видом на озеро и удобным подходом к воде. Если озеру Ватулма мы радовались как первому крупному озеру на своем пути, то озеро Камень действительно очень красивое и зазывает остаться на нем подольше. Берега отличные, словно вычерченные карандашиком, острые скальные выступы чередуются с мягкими коврами белоснежного ягеля. Золотой сосновый лес опоясывает озеро со всех сторон лишь изредка уступая белесым березкам.

озеро Ватулма  на привале. вид сверху

Мы развесили вещи сушиться, начали готовить еду. Для костра сложили небольшой очаг из камней. Как раз под наш канн. Рома поймал еще одного здоровенного окуня. Рыбки уже хватало на суп, грибы тоже отлично дополнили мясо. Легли все довольные и уставшие, палатка стояла на густом мягком мху, поэтому спать было мягко и приятно.

День третий. 19 августа. Сладкая малинка.

Встали в 8:30 бодрые и выспавшиеся. Денис с Ромой к завтраку набрали черники, и это было очень здорово! После попили чаю и сразу почти начали собираться. Денис еще, кстати успел еще хорошенько поплавать. Собирались как-то очень долго, искали блесну потерянную и швейцарский нож. В итоге вышли только в 12:30. Рельеф довольно разнообразный и идти интересно. Не сбивая шага, старались есть побольше черники и брусники. Правда все попались на одну удочку – через накомарник сложно есть ягоды!

озеро Камень  озеро Камень  озеро Камень  озеро Камень

Там же на берегу озера Камень встретили интересный объект – ветхую избу рыбаков. Видно, что раньше ей уделяли больше внимания или хозяева были более умелые. Внутри печка, лежанка, стол, разная утварь, во дворе топор и двуручная пила, над дверью подкова. Правда всю избушку покрывает лишь половина крыши, вместо второй накиданы ветки. У воды стоит лодка, тоже в плачевном состоянии. Сушатся сетки.

лодка на озере Камень  рыбацкая изба  Рома в рыбацкой избе

Мы пошли в сторону озера Косое. Пройдя около 1\3 озера мы взяли на север и обогнув два маленьких безымянных болотных озерца мы вышли на озеро Нижнее Михайловское. Там сделали привал и немного перекусили. Олег снимал на фотоаппарат гигантских муравьев, Глеб и Рома загорали, Денис по привычке убежал на разведку. Взяв курс на северо-запад мы взобрались на высокий хребет с которого было теперь видно и озеро Верхнее Михайловское. Среди господствующих здесь –ярви и –лампи, эти названия по особенному приятно встречать на карте. Вид с хребта восхитительный – вы идете на высоте птичьего полета, а под вами простираются два озера справа и слева! Рома и Денис с окушком Хотя вначале по хребту идти тяжеловато, а может быть это просто сердце еще восстанавливается после крутого подъема. Пройдя около 1-1,5 км мы вышли на заброшенный тракт (Кевятский). Молодые березки то там то тут вставали частоколом и вскоре уже нельзя будет даже предположить, что здесь когда-то была колея. Через некоторое время мы сделали привал на берегу озера Верхнее Михайловское, где Глеб с Денисом решили искупаться. Вода была ледяная, но что хуже дно сложено из каменных скользких глыб. Заходили они довольно долго. Только Глеб вылез из воды как сразу начался сильный ветер, а вслед за ним пошел и дождь. Мы отчасти были довольны т.к. комары и мошка сразу исчезли.

Одели дождевики и пошли дальше по тракту, Денис, чуть отставший от нас вначале потерял нас из виду и нам пришлось потом искать друг друга. Глеб с Ромой в это время уже пересекли разрушенный мост, и вышли на отличную зеленую лужайку, на которой стояли три палатки и чуть в стороне небольшой домик с баней и машина. Пока Олег искал Дениса, взвизгнула молния и на шум высунулись три небритых лица. Увидев перед собой туристов, а не медведя они успокоились и даже повеселели. Предложили внутрь залезть, но мы уже собирались дальше идти, поэтому поговорили с ними так. Они очень удивились, что мы идем своим ходом, и у нас нет даже резиновой лодки и сетки. дорога на Кевятозеро В домике они сказали, жили москвичи, а они сами местные были. Поговорили очень тепло, но нам уже надо было идти. Дальше дорога стала намного лучше. Видно, что до этой лужайки машина спокойно уже может проехать, хотя может быть и не всякая. Пройдя еще километра 2 мы пересекли отличную грунтовую дорогу, и пошли дальше тоже по неплохой дорожке на Кевятозеро. Дождик лить не переставал, но у нас второе дыхание открылось, начали петь песни. Причем в голове совсем не всплывали строки «шоколадного зайца», «джага-джага» и прочей ерунды. На весь лес звучали «Катюша», «Священная война», «Эй, ухнем». Жаль многие слова уже позабыли, но обещали все вспомнить к следующему походу. (после похода я подсуетился и нашел слова русских народных песен)

Пройдя еще 8 км мы вышли на кевятское кладбище. Не очень большое, но ухоженное. Второе дыхание уже закончилось, мы сильно вымокли и устали. Песни и шутки закончились. Пройдя на волевых еще 4 километра мы вышли в деревню Кевятозеро. 2 машины, разрушенные временем покошенные черные избы. Хотя жилые тоже были, но думается, что становится их с каждым годом все меньше. По описанию тут должны быть почта и магазин. Вывеску «Смешанные товары» мы нашли, дверь и окна заколочены. От почты, думаем, тоже не много осталось. Встали за деревней, метрах в 200 от озера. Место так себе. Зато пока шли у забора одной из заброшенных изб полакомились сладкой малиной. Видно раньше это был очень развитой населенный пункт, с множеством лодок на озере и широкими полями невдалеке.

Олег на Кевятозере  Олег пишет дневник  Денис нашел гриб  Глеб ориентируется по карте

Определившись с местом, Рома и Олег начали ставить палатку, Денис пошел на разведку и вернулся с мешком сухих дров. Глеб очень сильно устал, но, распределив грамотно все лагерные работы, сам занялся приготовлением еды. Рома сходил на озеро и принес воды во все, что только можно было. Чтобы сначала утолить быстро голод сделали бульончика, а потом уже плотно поели. Грибы опять очень кстати дополнили ужин. Когда все пошли спать, Олег еще некоторое время сидел у костра и думал о вечных ценностях. Одним словом пытался расширить рамки собственного сознания.

Четвертый день. 20 августа. Вой в ночи.

Проснулись изрядно мятые после вчерашнего пробега, но довольно рано по Денис готовит кашу нашим меркам – 8:00. Денис всю ночь во сне видел малину и как только пропели петухи, побежал ощипывать кусты. Правда и про своих друзей не забыл и принес еще к каше нам черной смородины и малины с заброшенного участка (!). В чай помимо заварки положили еще зверобойчика и листов черной смородины. Было чудесно, но сильно отдавало картошкой. Непонятно почему, может быть надо было подсушить его. Ягоды давили с сахаром в кружке и добавляли в кашу или так ели, очень вкусно, но очень быстро заканчиваются.

Денис как опытный разведчик пошел искать мост за поселком, остальные потихоньку собирали лагерь. Место нашей стоянки он описывает так. Трава… местами груды камней, заросли можжевельника, дома в деревне все бревенчатые. Изрезанные берега… лодки..

В 14:10 если часы не врут мы двинулись в путь на Воингозеро. Да… видно с разведкой надо было послать еще взвод инженеров т.к. моста не было! Каменные насыпи в воде и обрывки дороги на противоположном берегу свидетельствуют, что здесь когда-то что-то было.. Мост или ферма лосося теперь никто не узнает. Пересекли без проблем Нижнюю Охту (а это была она) и пошли в лес. На развилке тропинок налево на северо-запад.

Вошли в светлый просторный сосновый лес, травы практически нет, только мшаники сухие, кустарнички вереска, брусники, черники и багульника. Пересекли болотце, заметили у тропки навес небольшой на вырубке на 2-3 человека на берегу озера. Дальше в том же озерце у берега стоял плот с веслом. Денис набирает воду Повсюду по лесу  валяются металлические и пластиковые конусы. Зачем мы понять не могли. Но их было большое множество. Вскоре мы вышли на хорошую грунтовую дорогу. Впереди было озеро. Это немного нас сбило т.к. Кевятозеро должно было остаться сзади, а до Воингозера еще было надо дойти… В общем сориентировались и пошли направо по дороге как оказалось правильно. Встретили двух стариков в роконах на мотоцикле с коляской. Они толково объяснили как пройти до Воингозера, на карту смотреть не стали, а прямо на песке нарисовали план подробнее не придумаешь. Поблагодарив их мы двинулись дальше и выйдя на мост через реку Воингу сделали привал и перекусили.

на мосту через реку Воингу    река Воинга

Далее мы нашли поворот на деревню Воинга и выйдя к озеру увидели пару изб. Не густо… Живет там кто или нет, проверять не стали и пошли дальше. Вдоль берега идет довольно хорошая тропа. Болотца попадаются все чаще. Идем уже вдоль ЛЭП когда началось… двухкилометровое болото протянувшееся вдоль северо-восточного берега Воингозера. болотоВпечатления разные, кому оно понравилось, а кому не очень, но забыть его никто не сможет. Повезло с погодой, в туман или сильный дождь там вполне можно остаться… По колено проваливались все, Глеб ушел даже по пояс, но Олег был рядом и подстраховал. Идти потому может быть неприятно, что кругом все зыбко и неизвестно, сколько метров трясины под тобой. В том же болоте на мху мы увидели несколько штабелей бревен. Наверное, зимой пилили и сюда отбуксировали, а потом забыли увезти. Так они и гниют здесь…

Сразу за болотом мы вышли на колею и пошли по ней налево на северо-запад. Солнце уже начинало садиться и поэтому мы взяли больше на запад и вышли на берег очень красивого и большого озера Воингозера. Причем вышли не где-нибудь, а прямо на пляж! Ширина его всего около 2х метров, но все равно было очень приятно правда купаться сразу не стали, а пошли искать место для лагеря. И нашли. Отличную избу-баню с окном, умывальник, кострище с металлической перекладиной, рядом черничник и много сушин, до воды 5 метров! Такое только в сказке бывает. Завалили цепной пилой одну из сушин и даже несколько чурок нарезали, очень уж сильно было желание сделать баню. Но двух часов топки было явно недостаточно, а больше у нас времени не было уже надо было спать. Избушка была очень теплой, даже слишком чтобы в ней спать, но не такой жаркой чтобы в ней париться. Поэтому наш веник так и остался там на полке.

Рома рыбачит на Воингозере  группа у избы-бани на Воингозере

После ужина укутавшись у огня в спальник Глеб сказал, что можно было бы и так переночевать у костра и не ставить палатку. Сказал и задремал. Поняв его буквально ребята все же поставили палатку и легли в ней спать. Глеб проснулся… огонь уже давно прогорел, рядом никого. Тьма хоть глаз выколи. Пошел в избу – там никого. Так и бегал он по лагерю выкрикивая имена своих товарищей пока не влез в палатку. Там что-то пробурчав, и растолковав спальники он лег и тут же уснул. Обитатели палатки стали было опять засыпать, как совсем недалеко от лагеря в какой-то сотне другой метров раздалось: «оу-у-у-у-у-у-уу» и так раз десять. Это было настолько хорошо и четко слышно, что сделать вид, что ничего никто не слышал или слышал птицу ночную было нельзя… Все поднялись на локтях и стали вслушиваться в зловещую тишину. Но больше из темноты ничего не доносилось. Только тихий плеск волн.

- Где топор и ножи?

- На улице у избы..

- Олег, скорей неси все сюда!!!

- Почему я? Понял-понял…

Только когда под голову каждому положили топор или нож (реально большой у нас был один, остальные складные перочинные) все понемногу успокоились и все еще вслушиваясь в треск веток и шелест листвы уснули…

Пятый день. 21 августа. Сибирский закон.

Денис с Ромой проснулись в 8:00. Погода замечательная на небе ни облачка, солнце освещает и греет весь берег, ветра нет. Олег с Глебом все еще спали, а ребята уже вымыли посуду с вечера, разожгли огонь, набрали черники и уже начали купаться. Под радостные вопли, которые издавали Рома с Денисом погрузившись в бодрящую карельскую воду Олег с Глебом вылезли из палатки. После завтрака поднялся ветер, и стало прохладно, размаявшись окончательно мы собрали черники и сварили ягодный морс, затем каждый пошел искать свою романтику вдоль берега чудесного Воингозера…

14:20 последние фото на память и в добрый путь на Куляярви, хотя вначале планировали на Шобу. Но как оказалось, мы не прогадали. Пройдя метров 200 по тропе вдоль берега, мы повернули на всем излюбленное болото. Шли, однако, по нему мы не долго, скоро нашли ЛЭП и пошли вдоль нее по «дороге». Шли через кустарники, ельники, даже буреломные участки. Пересекли несколько грунтовых дорог, которых на карте не было. На карте вообще мало, что было отмечено, но нас это не сильно смущало.

15:20 мы вышли на отлично сложенную избу лесника (егеря, рыбака). отличная баня на ВоингозереРядом отдельно стояла баня, дровоколка, отдельно туалет и мусорная яма. Место светлое и чистое. Рядом проходит приличная дорога. Все сделано с любовью и на совесть. Замков понятное дело нигде нет. Видеть такое нам не приходилось раньше, поэтому тронутые увиденным, мы оставили записку. Точку вбили в навигатор (как и все другие, на которые следует обратить внимание при прохождении данного маршрута). На дверях избы и бани было написано углем: «Соблюдай сибирский закон!»

Дальше идти было легко т.к. вдоль берега шла отличная дорога и идти по ней и созерцать в то же время озеро одно удовольствие. Стоит ли говорить, что она тоже не нанесена на карту.

16:30 дорога привела нас к лесоповалу и закончилась. Короткий привал и снова в путь через болота. Через несколько сот метров Глеб обнаружил след медведя. Тогда всем было все равно, но все про себя отметили, что медведь тут есть… Вспомнился ночной вой…

Пошли места очень похожие друг на друга – болотце, сосновый холм или каменная гряда, местами молодой березняк. Были и клеточки вырубки – дорога затем пустыри с пнями и гниющими черными ветками. Идти по ним тяжело т.к. ноги проваливаются между старых веток.

Около 18:00 сделали привал небольшой на грунтовой дороге. Прошли по ней около получаса, но потом она повернула на юг, и нам стало не по пути. Началась серия холмов временами довольно крутых. На одном из них в просвете между деревьями мы увидели озеро. Оказалось, что это не Шоба, а Куляярви. Денис на солнышке Видно мы слишком взяли к северу и чуть проскочили Шобу, но думается, что только к лучшему т.к. озеро просто великолепное. Встали лагерем на высокой площадке. Вода в озере прозрачная, дно каменистое. Рома с Олегом начали охоту на рыбу. Для нас городских ребят она была довольно успешная и быстрая, но Н.И. Березин сказал бы про нас: «…прибрежные жители по своей бедности не брезгают мелкой рыбой, отчего озеро год от году теряет свои рыбные богатства». И наверное был бы прав.

закат на Куляярви  закат на Куляярви

Глеб еще до захода солнца искупался. Происходило это по уже отработанной схеме. Сначала он заходил по пояс в воду, а потом поскальзывался на камнях и окунался. Олег в  это время подносил уже улов на импровизированную кухню. У Ромы появилось к концу дня ощущение рвоты. Еда его не радовала. Глеб предположил, что это либо от чрезмерной усталости, либо из-за обезвоживания.

Солнце потихоньку садилось, становилось темно. Последние отблески заката на спокойно глади воды были просто божественны. Как совсем стемнело все стали вспоминать увиденный сегодня след медведя и услышанный накануне вой. Понеслись истории как волки и медведи и другие дикие животные грызут людей (вплоть до крокодилов и тигров) и как с ними бороться. Топорик и ножи были единодушно признаны неэффективными в борьбе с хищниками. Круг сомкнулся теснее вокруг огня… Спать уже не хотелось. Каждый считал своим долгом подкинуть полешко и костер быстро рос. Постоянные оглядки за спину только добавляли масла в огонь. Вспомнился анекдот про чукчу где идея сводилась к тому, что главное бежать не последним. И таежный способ пришел на ум, когда при атаке медведя левую руку суешь ему в пасть, а правой лупишь по глазам. Тема достигла уже такого накала, что казалось, уснуть сегодня уже не удастся никому. Однако, минут через 20 (или больше) тему понемногу удалось сменить, все успокоились и пошли спать. Ночь была холодной, но спокойной.

Шестой день. 22 августа. Дикая Карелия.

5:45… встал Денис. Нет-нет общего подъема не было, просто он решил покидать блесну и собрать всем к завтраку голубику. Чуть позже вылез Рома. Мы с Олегом опять в арьергарде к теплому огню и готовому завтраку. Все было очень вкусно, а из-за обилия ягод еще и полезно. Затем у нас как всегда до 14:00 было свободное ленивое время – Глеб мыл посуду, Денис дремал, Олег и Рома опять рыбачили. Пока Глеб споласкивал посуду он заговорился с Олегом и в очередной раз поскользнулся на камне… Сделав пару больших шагов в разных направлениях он окончательно погрузился в воду. А в кармане-то был фотоаппарат. Очень больно ушиб руку, но когда вылез из воды, то все уже включая него смеялись.

В 13:30 оставив еще одну блесну на этом прекрасном глухом озере мы двинулись дальше. Недалеко от озера по его берегу идет грунтовая дорога, мы пошли по ней в сторону Шобы. Пересекли мост через Шобу, а затем пошли по дороге вдоль реки Лотки. Встретили 3 машины по пути с грибниками. Значит опять потихоньку вышли к цивилизации. Хотя, это как сказать…

Казалось бы мы шли по дороге, чего может быть интересного? Однако… Нашему вниманию предстали следы кабана, лося, медведя и что-то среднее между собакой и волком. Постараемся все выяснить по фото. Также во время пути мы потревожили дремавшую на солнышке гадюку. Олег так яростно пытался ее сфотографировать, что в ответ она так же яростно пыталась его ужалить. Атаковала она очень красиво и грациозно.

20:00 мы встали на берегу двух безымянных озер почти сразу за мостом через реку Лотку на широте хутора Соповарака. Пробежали сегодня около 20 км.

речка Лотка (Кинга)  Олег купается  Олег поймал щуку

21:00 мы ужинаем и отдыхаем. Площадка оценена нами на 4 бала. Через 1,5 часа где-то мимо нас проехал фургон в сторону второго озера. Около полуночи он проезжал обратно и остановился рядом с нами. Вышли два мужика и сразу поздоровались. Были очень приветливы и мы обменялись рукопожатием. Узнав кто откуда и куда разговор завязался свободный. Глеб задавал вопросы связанные с прохождением маршрута, показывал им карту. Олег узнавал про конусы в лесу… оказалось, что они нужны для сбора смолы. Тогда непонятно почему же их выкидывают? И зачем их так много? Мужики ответить не смогли. Спросили, ничего ли мы не брали из изб на Воинге, на что мы ответили – сибирский закон знаем и на чужое не заглядываемся. Мужики сами ездили, по всей видимости, сетки снимать. Вскоре они уехали, а мы стали отбиваться.

Седьмой день. 23 августа. Охота на щук.

В это утро Олег вылез из палатки по его словам весь «вареный» и «обдолбаный», «минут 30 приходил в себя». К сожалению своего состояния он никак более не пояснил, лекарства вроде все были в том же количестве, поэтому странно все…

После завтрака Рома пошел на Лотку и выловил окушка и щучку, Глеб пошел босиком по дороге в сторону второго озера, а Олег с Денисом отдыхали у костра. Потом Олег тоже пошел порыбачить, кстати, Лотку местные называют Кинга, и чудо! Еще одна щука! Глеб отшкерил всю рыбу и очень ароматно все закоптил на березовых ветках. К столу рыбу подали вместе с пюре, получилось все очень сытно и вкусно.

После обеда начали собирать вещи. Олег перед этим успел еще искупаться (первый раз за весь поход) и потом уже его примеру последовали все. Когда все были готовы, мы вышли в сторону Юшкозера, а это было около 19:00. По пути опять встретили тех мужиков, которые вечером к нам подсаживались к огню. Они наверное опять ехали сети ставить. Прошли около 20 км. Устали. Прошли немного в сторону от Юшкозеро из-за большого количества усов-дорог, но т.к. было уже темно, то поселок искать не стали. Встали у дороги на берегу какого-то безымянного озерца. Ночью говорят было 4С, но мы не мерили. Единственный наш термометр был это Олег. Когда было холодно, он всегда нам сообщал.

Восьмой день. 24 августа. Остаемся в Карелии!

Проснулись там же где и легли под ЛЭПом у дороги. Мимо с завидной регулярностью проезжали грузовики с песком с карьера неподалеку. Встали выпили чаю и пошли дальше по дороге. Как оказалось поворот на Юшкозеро мы прошли вчера и шли уже на Калевалу… Остановил нас только мост через Чирку-Кемь. Там мы сверили карты и все свои навигационные приборы и попятились обратно. Глеб на солнышкеК счастью мимо проезжал ягодник на буханке и согласился нас подвезти до Юшки т.к. ему по пути было. В салоне еще сидела женщина, которая рассказала нам последние новости поселка и в частности, что черника стоит 95 руб/кг! Солидно. Когда приехали на станцию она как бы невзначай попросила отблагодарить водителя..  и прибавила деньгами. Про деньги уговора не было, ехали мы 5 минут и им было по пути – поэтому мы ограничились «Большое спасибо!». Рыночные отношения повсюду – кошмар.

Юшкозеро представляет собой пыльные улицы, двухэтажные деревянные почерневшие дома (но над каждой крышей висит по 3-4 спутниковые тарелки), 3 магазина на одной площади Глеб поймал щуку (потом мы нашли и четвертый – на почте). Мы, понятное дело первым делом пошли в магазины, а не на ж/д станцию. На полках магазинов можно найти все хоть и в куче – колбасу, хлеб, консервы, сапоги резиновые, снасти рыболовные, жидкокристаллические мониторы, электроплиты и всякое печенье. В общем, мы перекусили свеженьким и пошли на станцию. Поезд отходит до Ледозера и дальше в Петрозаводск каждый день (по расписанию, на практике не проверяли) в 14:45. Мы решили остаться в Карелии! Еще на один день… Устроить на Кеми дневочку и половить рыбки и поесть ягод. Нашли очень даже неплохой пляж на реке недалеко от порогов там, где недалеко раньше биржа была.

Пока разбивали лагерь успели уже поймать 2 щуки и еще большого окуня. В общем-то, пойманная рыба и составляла основу сытного ужина. Сытным он был еще и потому, что маршрут мы прошли быстрее чем планировали хотя шли с удовольствием и без беготни. Кроме того еще на 2 дня мы сократили его т.к. местные сказали, что в г. Кемь отсюда выбираться очень дорого, что на лодке, что на машине, тем более впереди поселок Панозеро затоплен. Это я все к тому, что еды у нас оставалось достаточно, чтобы мы могли есть спокойно и не нормировано. Даже смогли подкормить местную собачку чуть-чуть. Еще раз повторимся место на р. Кемь отличное!

Девятый день. 25 августа. Дневка.  Последние впечатления.

Здоровый,  крепкий сон! Об этом все мечтали и все выспались по полной. Описывать этот день приятно, но вот читать думаю все будет скучно. Весь день мы пытались загорать под моросящим дождем, ловили крупную рыбу при этом, отпуская мелкую, слушали гул порогов и купались сразу за ними и почти все время ели. Денис с Глебом пошли в Юшкозеро за свежими продуктами (уху решили сделать настоящую). Денис еще зацепил блесну в пороге и самоотверженно доставал ее, рассказ его об этом не оставит равнодушным никого. А еще на своем опыте он может с уверенностью сказать – В КАРЕЛИИ РЫБЫ НЕТ!

Денис и Глеб на берегу Кеми  щучка готовится к копчению

На ужин была готова уха. Из города Глеб с Денисом принесли беленькой литр и пошли опять песни и тосты. Последний день в Карелии перед окончательным выходом с маршрута. Компания у костра еще долго вспоминала свои лесные приключения и красивую гладь глухих карельских озер, хотя понемногу в разговор уже встревали политические и исторические темы.

Описывать следующий день – поездку в поезде до Петрозаводска и затем до Питера описывать нет смысла. Заняла по времени она 25 часов с пересадкой и очень нас утомила.

Поэтому предлагаю вашему вниманию заключение…

Заключение.

Тут место для традиционных ахов и охов о том как все было красиво и здорово. Но хочется сказать, что все-таки было и что-то смазанное в походе. А именно:

1)      Время. Не зная точно как выходить с маршрута мы все старались пройти его быстрее чтобы были запасные дни. Поэтому свободные дни наши распределены были не очень хорошо, можно было бы больше стоять на красивых площадках и меньше бежать, когда было время. Если когда-нибудь кто-нибудь пойдет нашими стопами (может быть и мы сами), то мы настоятельно рекомендуем больше времени провести на оз.Камень, Воингозере, оз. Куляярви. Обязательно истопите баньку за наше здоровье!

2)      Навигация. 2х километровые карты из атласа устарели уже очень сильно. Если у кого есть что-то более качественное и свежее то это хорошо, может поделитесь заодно. Заодно могу предложить координаты стоянок с нашего маршрута.

3)      Деньги. Наш бюджет составлял около 3000 руб с человека и этих денег нам вполне хватило (включая билеты туда-обратно). Единственное, что хочется сказать – никогда НЕ садитесь в городе Беломорске (или где еще может) в машину к Хамидову Ахмаду Хандамовичу (номер мобильника 8921-227-54-**, номер машины на которой возит В 870 ТО код региона 10 "буханка", испортит вам весь поход - кидала!

4)      Вещи. Пожалуй тут у нас промахов не было. Взяли ровно то, что надо и ничего лишнего и ничего не забыли. В общем, именно это и позволило нам так быстро наверстать упущенное время и даже обогнать график движения.

5)      Питание. Из-за того, что мы так форсированно прошли маршрут и немного изменили выход с него, у нас осталась лишняя еда. Отвальные в последние дни устранили эту проблему.

Если кого что еще интересует, то мы с охотой поделимся всей имеющейся информацией у нас о маршруте и районе.

Если вы прочитали весь отчет до конца, то значит не зря я тут все писал. Всем спасибо!

до встречи в Карелии!

Каннельярви Ладога Малые скалы Приполярный Урал Суходольское озеро Яппиля Ящера(2003) Ящера(2005)  78 км
Луга (сплав на плоту) Карелия (по глухим озерам)